SNOOKERPRO ru
» » Рисунки ветреницы

Рисунки ветреницы

Категория : Медиа

Вот мы и подобрали. Итак, мы у геологов. Всё, дальше пути для "Урала" нет. Никого не слышно и не видно: Он в неглиже поднимается со своих нар. Мы девушек из Тресколья не стесняемся, давно знакомы, а перед вами неудобно.


Подземные видоизмененные побеги

Сам пойду в другой вагончик. А вам не знаю, даже что и предложить. Между нашим вездеходом, где всё пропахло бензином, и странным домиком, в котором, по рассказам, жил всего один геолог, выбираем этот домик.

Обнаруживаем на двух железных кроватях по матрацу. Я уже готова спать хоть стоя. Валера Анямов порывается идти одиннадцать километров до Тресколья пешком.

В полшестого Валера все-таки отправляется в Тресколье пешком, чтобы приехать за нами на "Буране". По нашим подсчетам, на это потребуется часа. К полудню надежды не оправдываются. Делать нечего, надо собираться в путь. Экстрим - это когда в лесу минус сорок, машина заглохла и надо ночевать.

Вот тогда срубают бревно, поджигают его и ложатся рядом, чтоб не замерзнуть, - щурясь от яркого солнца, поясняет Гоголева. Позже, в Тресколье, мне рассказывали, что один чех-этнограф попал именно в такую ситуацию. Он обгорел до трусов и при этом обморозился. Потом всей деревней его лечили… Слава Богу, подумала я, что температура нынче плюсовая….



ветреницы рисунки


У манси ходьба по лесу, как пешком, так и на лыжах, - даже не национальный вид спорта, а обычное дело. Не говоря уже о детях. По пути, уже у самой деревни, они руками поймали зайца. Потому что дома у них никого не оказалось. Девчонки ободрали зайца, сварили и съели его. И еще одна деталь… На третьи сутки пребывания в Тресколье Аня Анямова, всплеснув руками, радостно сообщила: Позволить себе ТАК ходить в гости он может себе только раз в год.

Женщинам-манси запрещено справлять нужду в черте деревни. Они спускаются под горку, и это мудро: Мужчинам проще, им вообще здесь разрешено больше, но об обычаях поговорим позже. Если ты пробуешь лосиное мясо впервые - это экзотика. Если изо дня в день на завтрак, обед, ужин — лосятина, — это уже экстрим. Манси едят то, что найдут в лесу. Мясо, рыбу, орехи, ягоды. Кстати, рыбу в Лозьве манси ловят в ограниченном количестве.

Так что рыба и для них - деликатес. А вот несколько рецептов блюд из лосятины. Кусочки жареной лосятины в собственном жире, со свеклой. Кстати, свекла для трескольцев - тоже лакомство. Суп из лосятины с макаронами. Котлеты из лосятины, обвалянные в диком чесноке. Макаются в растопленный лосиный жир. Особо надо сказать о хлебе. Он в Тресколье просто бесподобный!

Огромные с хрустящей корочкой буханки пекутся или в печи дома, или прямо на улице, в специальных чанах. Ведь картошка, свекла, зелень, морковь не требуют какого-то специального ухода.

Трудности в удобрении почвы. Вернее, с доставкой удобрений и хорошей земли. Экстремальные климатические условия и т. Как говорится, когда хочешь, ищешь пути, когда не хочешь, ищешь причины. Трескольцы не хотят заниматься выращиванием овощей. У них это не принято. Раньше жители Тресколья разводили оленей. Олени паслись в горах, там были для них загоны. Аня помнит, что у каждого трескольца был свой олень для жертвоприношения.

Когда намечался какой-нибудь праздник или обряд, оленей приводили с особой церемонией и забивали. Лет 15 назад оленей поменяли на "Бураны". Отдельные особи остались и превратились в диких, иногда их встречают в горах близ Чистопа. А "Бураны" уже совсем разваливаются. В деревне их всего три штуки осталось.

Выбрав для себя когда-то охоту, манси лишились оленей. Купить новое стадо не на что. Шкуры зверей, мясо лосей не пользуются большим спросом у ивдельцев.

Максимум, за рублей, да и то с большим трудом, берут в Ивделе лосятину на реализацию. А до Ивделя еще добраться надо. Нелегкие условия, в которых живут манси, как ни странно, привлекают русских людей.

Я не говорю сейчас о туристах, которые периодически объявляются здесь, чтобы поохотиться, насладиться природой, поиграть в "последнего героя". Рассказывают, однажды здесь ссылку отбывал один юноша, то ли наркоман, то ли хулиган. Родители заточили его в Тресколье с целью "ума понабраться".

Летом одному из Тресколья вообще не выбраться: Вот и получается, что пользу от экстремальных условий жизни свердловских манси извлекают лишь пришлые люди. На второй день нашего приезда в Тресколье был организован обряд - приношение духу-покровителю Главного дома, то есть дома Валеры и Ани. Мне вежливо предложили надеть мансийское платье, которое достали из сундука.

Платок с кистями я предусмотрительно взяла с собой все женщины во время священного действа должны быть правильно одеты, мужчины могут быть одеты во что угодно. На первый взгляд, у манси патриархат. Это видно даже по планировке дома. В мансийском доме, несмотря на то, что там одна комната, две половины. По правую руку - мужская, по левую - женская. Женщины не могут не то чтобы спать, даже сидеть на кровати в мужской половине.

Например, в нашем доме мужские кровати пустовали, но тем не менее Аня была вынуждена ночевать у родственников. У Валеры как главного хранителя-покровителя дома, кстати, и всей деревни потому что ее основал отец Валеры особая привилегия: При более пристальном рассмотрении обнаруживается, что у манси на самом деле думают за мужчин женщины. Они разрабатывают план важных дел, например, различных обрядов. Обряд приношения заключался в долгой медитации возле дома духа, причем женщинам опять-таки близко к нему подходить не разрешалось.

Валера выступал как посредник между собравшимися и духом-покровителем. Затем все принялись за наши гостинцы, сушеную лосятину и водку.

Водке при этом отдавалось самое почетное место. Ее стали передавать по кругу. Только после обряда наступило время раздавать подарки. Медвежьи игрища — центральный праздник у манси. Он проводится по окончании охотничьего сезона, когда много пищи и есть "главное действующее лицо" - голова убитого медведя. Еще Лев Толстой писал, что у дикого народа вогулов есть свой театр с масками из бересты, инсценировками, где все роли исполняют мужчины.

Игрища устраивались в каком-нибудь крупном селении, куда собиралась вся округа. Молодежь знакомилась на медвежьих игрищах, после - женилась. Эротический подтекст обряда и являлся сутью празднества.



Рисунки ветреницы видео




Медведь по ассоциации манси несет мужское начало, продолжение жизни. Медведь для них - святое… Когда мы в Бурмантово зашли в дом к главе администрации, на полу в зале у него лежала медвежья шкура. Валера как-то посторонился ее, сел в уголок. Объяснил мне потом, что только русские могут положить шкуру медведя на пол. Манси вешают ее либо на переднюю стенку в мужской половине, либо под потолок, как икону. В Тресколье я попросила у охотников-мужчин медвежий зуб. Посовещавшись, они спросили меня: Еще раз посовещавшись, поинтересовались: Выломать из ее пасти зуб или два как-то не поднималась рука.

Представив, что мне придется везти медвежий череп в Сургут, я решительно отказалась от коллекции зубов, и тогда они спросили: Медвежьи игрища в Тресколье не устраивались давно… Это плохой знак.

Тресколье - столица уральских манси. А событие должно быть ежегодным. Как биатлон в Ханты-Мансийске. Вроде бы и не перевелись еще медведи в тайге уральской. Но нет воодушевления, энтузиазма, какой-то искорки у людей….

В одном из центральных домов Тресколья живет семья Саввы Бахтиярова. Савва — самый сильный и главный охотник в деревне. Жена Таня - улыбчивая, маленькая женщина, вместо слов часто просто воркующая.

Ходят слухи, что Савва с семьей собрался покинуть Тресколье. Для деревни это будет катастрофа. Хотя сам Савва все отрицает: Романа с Васей дома не было - ушли в лес. По рассказам, Роман - местный философ. Сидит в своем домике и книжки читает. Сын Романа Коля, ему 21 год, в Ивделе. Его там за местного юродивого принимают. Мне очень понравились Аня и Валера Анямовы. Анечке 25 лет, но она выглядит намного моложе, стройная, красивая, как куколка, длинные волосы ниже пояса. Валера - самый красивый в Тресколье.

Ему тоже не дашь Тонкий, гибкий, лицо очень доброе. Аня и Валера работают в Ханты-Мансийске. Валера оператором в ТК "Югра", Аня - в газете. Как говорится, свой среди чужих, чужой среди своих. Еще один дом - Пеликовых. Живут там два холостяка - Унтия Андрей , 24 года, и Миша, 21 год. Год назад у них умерла мама. Вот потому, наверное, так холодно и неуютно в этом доме. Тем не менее Унтия - самый веселый человек в Тресколье.

Смотрю - ножницы уже наготове. Отказываться - значит рушить образ всемогущего русского друга. Решительно беру ножницы и прядь за прядью стригу Унтию. Мой мастер-парикмахер, в обморок бы упала при виде этой сцены.

От роскошной копны Унтиных волос не осталось и следа. Неровно обчекрыженный Унтия посмотрел в зеркало и, что удивительно, только рассмеялся.

Вообще волосы у манси, как и у индейцев, раньше никогда не стриглись.



ветреницы рисунки


Их заплетали в длинные косы, даже у мужчин. Татьяна Гоголева, побывавшая у апачей в Техасе, со знанием дела утверждает, что волосы сохраняют энергию человека. Подстричь волосы - значит, потерять ее. У манси принято ходить друг к другу в гости без приглашения. На столе была, естественно, лосятина. Мальчика ужинать никто не приглашал. Я подвинула ему тарелку, протянула хлеб, Илья уплел всё это за считанные минуты.

Но не думаю, что он шел за мной ради угощений. Мы с ним рисовали. В моем блокноте до сих пор остались его рисунки - маленькие грузовые машинки.

К алфавиту Илья интереса не проявил, но заявил вот что: Для детей, и в общем-то не только манси, пребывание в интернате - беда, печаль, горе. Они месяцами живут вдали от родителей, привычной обстановки, с трудом приспосабливаясь ко всему чужому. Видела я этот интернат. Воспитатели и учителя, может быть, и неплохие, добрые, чуткие, а вот сама обстановка… Такие детские дома можно увидеть в фильмах про Великую Отечественную войну.

Вымиранием народа манси всерьез озаботились в Свердловской области, где проживают малочисленные представители этого народа. Местный уполномоченный по правам человека Татьяна Мерзлякова на днях отвезла в Ханты-Мансийск информационную базу с фотографиями невест и женихов с Приполярного Урала.

Они ведь живут в маленьких деревушках. И уже все переженились между собой. Вот мы и решили сделать доброе дело - привезти холостяков и незамужних девушек из Ханты-Мансийска. Там их более шести тысяч". На каждого свердловского манси заведено целое дело: А в Ханты-Мансийске готовят ответные досье на своих. Не беру на себя смелость ставить диагноз, но чем больше я находилась в Тресколье и вникала в простую, в общем-то, задачу - увезти в Ханты-Мансийск, в пульмонологический центр, больных туберкулезом манси - мне всё четче обрисовывался план действия по спасению представителей этого народа.

Действительно, помочь манси могут сами манси. Было бы хорошо, если бы Ассамблее коренных малочисленных народов Севера был выделен вертолет, появление которого в том же Тресколье хотя бы раз в две недели существенно облегчит жизнь всем уральским манси. Необходимо установление аппарата космической связи, потому что без него мобильные телефоны превращаются в красивую безделушку.

И, конечно, нужно срочно отправить больных туберкулезом на лечение в Ханты-Мансийск либо в другие города округа. Сделать это надо как-то разом, как раньше очаги чумы уничтожали. И Медвежьи игрища в Тресколье непременно продолжатся…. Она согревает и охраняет его от лютых морозов, в ней нестрашно подолгу находиться на холоде, преодолевать дальние расстояния.

Наверное, поэтому северяне с древности наделяли свою одежду особым смыслом. Трепетно относятся к ней они и сейчас. В таймырских селах и на просторах тундры, что ни женщина — то искусная мастерица.

Одна владеет искусством вышивки подшейным волосом оленя, другая —техникой меховой мозаики, а третья — мастерица по вышивке бисером. Одежда ненцев очень трудоемка по технологии изготовления. При свете керосиновой лампы или обыкновенной свечи сидит в чуме ненецкая женщина и руками, загрубевшими от чистки рыбы, выделки шкур, без швейной машинки, ножниц и ниток фабричного изготовления шьет и вышивает несравненные шедевры национального искусства, вкладывая в работу всю свою душу.

Неповторимые творения рук ненецких мастериц хранятся во многих коллекциях музеев мира и украшают самые престижные международные выставки. Ненецкая мужская и женская одежда отличаются друг от друга по внешнему виду и технологии кроя. Малица — единственная у ненцев повседневная одежда. Надевается она мехом внутрь. Малица представляет собой широкую одежду с пришитыми к ней шапкой и рукавицами. Длина — ниже колен. Капюшон при необходимости легко снимается с головы и откидывается назад.

Покрой малицы довольно широкий. Передняя часть и спина сшиваются из цельных кусков шкуры, книзу они слегка расклешены. Рукава расширяются к проймам. К концам рукавов пришиваются рукавицы из камуса шкурка с ног оленя мехом наружу. Для задней стенки рукавицы используют верхнюю часть камуса: А для лицевой — с нижней, где более крепкий ворс.

К устью рукавов, в области кисти, пришивают прямоугольник размером 10 на 15 см. Между рукавицей и прямоугольником образуется щель, через которую свободно проходит рука. У ненецкого народа даже есть такая загадка про мужскую малицу: Капюшон малицы раскраивается по технологии шапки-капора, и шьют его из черной летней шкурки.

При помощи продернутой тесемки можно расширять или сужать у него отверстие, обрамляющее лицо. К низу малицы сначала пришивают узкую суконную полоску, затем пристрачивается полоса шириной 45 см из летней шкуры оленя мехом наружу.

Для пошива такой малицы в октябре забивают трех оленят. Малицу подпоясывают плетенным из бисера или кожаным ремнем, украшенным медными пуговицами и бляхами разной формы.



ветреницы рисунки


Пояс у ненцев — символ достоинства и храбрости. К нему на медных цепочках прикрепляются ножны. К нижней части пояса пришивают замшевый чехол для точильного камня и обереги — медвежьи клыки на цепочках. Украшают кожаные пояса медными пуговицами и различными подвесками. До прихода в тундру русских торговцев в комплект одежды ненца входили и штаны из ровдуги оленьей замши. Их шили из шкур телят. Однако во второй половине XIX века в обиход вошла покупная одежда. Это глухая без разреза одежда до колен.

Он намного длиннее и шире малицы. По краю капюшона пристрачивается опушка из песцовых хвостов или густошерстного белого меха оленя. Украшением к нему служат кисти из длинных полосок цветного сукна с нашитыми на них полосками меха. В нем ложатся прямо на снег.

На пошив этой одежды уходит четыре шкуры шестимесячных оленят, и одна шкура взрослого оленя расходуется на подол. От женской обуви они отличаются горизонтальными полосами из белого камуса с кантиком из разноцветного сукна. Эта полоса является продолжением носовой части мужской обуви. Камус разрезают пополам, если есть надобность, надставляют ширину. Ворс обязательно должен смотреть друг на друга. А в центре носка, чуть ниже подъёма ноги, вшивают небольшие вставки трапециевидной изогнутой формы.

Сшивают их с носком при помощи полосок меха. Для подошвы используют мех с лобной части головы оленя или щетку — шкурку с оленьих копыт. Их носили вместо резиновых сапог. Со стороны мездры их украшают полосками красивой ткани или сукна. К верхней части чулок с передней стороны пришивают длинные тесемки, с помощью которых они привязываются к кольцам, пришитым к поясу.

Нарядную, праздничную обувь шьют обычно из белых или пестрых оленьих ног, украшая ее разным орнаментом. Верхней одеждой летом служит поношенная малица, почти лишенная меха. Ее шили из ровдуги или из прочных тонких шкур взрослого оленя, забитого в июне. В это время у животных почти вся старая шерсть слезает, а новая еще не успевает вырости. Для того, чтобы прикрепить подошву к носу, ее стягивают сухожильными нитками и только потом пришивают.

В передней части пришивается клин треугольной формы, выкрашенный в красный цвет. Вдоль шва, соединяющего голенище с головкой обуви, пришивают ровдужные петли, в которые продевается ремешок, служащий завязкой. На уровне колена с передней стороны летней обуви пришивают несколько тесемок из замши. В них вдевают крупные бусинки для украшения. Мужская ровдужная обувь отличается от женской только размером.

Кроится он без плечевых швов. Под мышкой делают ластовицы и сшивают плечевые швы. Цельную затылочную часть капюшона выкраивают из передней части у ворота. К ней пришивают прямоугольную полосу, края которой обрабатывают так, чтобы можно было видеть цветную тесьму, служащую украшением. Подол одежды оторачивают полосой сукна другого цвета.

Ненецкая женщина большую часть времени проводит в чуме. Нарядную и теплую женскую одежду обычно держат в грузовых нартах, достают ее оттуда перед кочевкой на другое место либо перед дальней дорогой в гости или за топливом. Женская парка отличается от мужской малицы внешним видом и кроем. На нее уходит пять оленьих шкур.

Женская парка распашная, шьют ее мехом вверх и вниз. Верхнюю часть мастерят из телячьих шкурок с гладким ворсом. К ней пришиты рукавицы из камуса, песцовый воротник. Нарядной считается парка из белых или пестрых шкурок. По подолу парки пришита широкая полоса меха темного цвета. Края и подол парки оторачиваются узкими полосками сукна, такая же полоска пристрачивается и на плечевых швах. Внутрь парки пришивается подклад из оленьих, песцовых или заячьих шкурок. Украшают парку орнаментальными полосками, выполненными в технике меховой мозаики из темного и белого камуса.

Ее прямые полы сходятся, но не запахиваются, а завязываются замшевыми или суконными тесемками. Короткие прямые рукава с ластовицей сужаются к обшлагу. Красивым дополнением к парке служат платки, разноцветные шали, а также плетенные из разноцветных ниток пояса. Такая одежда предназначена для дальних поездок, сна, рубки дров, для праздников и будней.

В отличие от мужской, женская шапка не пришивается к парке. Женским головным убором является меховой капор, который состоит из трех частей. Поперек теменной части головы проходит одна широкая полоса меха из двух частей. Для центральной части используют шкурку, снятую с головы олененка. Швы окантовывают цветным сукном и дополняют свисающими разноцветными ленточками из сукна. Полоса, которая отделяет боковые детали шапки от центральной части, представляет собой сплошной геометрический узор, выполненный меховой мозаикой.

По краю капора, вокруг лица, пришивается пышная меховая опушка из песцового хвоста. Ненецкая женская шапка очень нарядная и теплая за счет двойного меха внутри и снаружи. К низу шапки на ровдужных шнурках крепят металлические подвески с прорезным и рельефным рисунком, связанные друг с другом узким ремешком.

Они служат украшением, а также для того, чтобы шапка не раздувалась от ветра и плотно сидела на голове. При ходьбе подвески издают мелодичный перезвон. Оттягивая крылья шапки назад, подвески прижимают шапку плотно к шубе, и холод не попадает под нее, поэтому ненецкая женщина всегда чувствует себя тепло и уютно в такой шапке. Женская обувь отличается от мужской покроем. Кроме того, в отличие от мужчин, ненецкие женщины не подвязывают бокари под коленом ремешками, а привязывают их ровдужными тесемками к узкому ремешку на бедрах.

Летом носят изношенную зимнюю обувь. Летней одеждой для женщины часто служит изношенная парка. Отличительной особенностью такой одежды является наличие горизонтальных конструктивных членений, даже рукава у нее не имеют на плечах шва: Суконная парка очень расширена за счет вставленных клиньев, рукава сужаются книзу. Разноцветные полоски из сукна, нашитые друг над другом параллельно краю подола, украшают одежду. Несколько таких же полосок пришивают вдоль каждой полы и по обшлагам: Некоторые мастерицы искусно орнаментируют свою парку разноцветным сукном.

Детская одежда ничем не отличается от одежды взрослого человека. Она полностью повторяет ее. Одежду для своих детей матери искусно украшают орнаментом из меха, суконной аппликацией из разноцветной материи, ленточками и бисером. Вся красота творения рук ненецких женщин — в пошиве национальной одежды. Обычно по тому, как одет житель тундры, можно оценить, какова его жена. Веками в тундре бытует правило: Талантливая женщина и детей своих нарядит так, что глаз не оторвать, и муж ее с гордо поднятой головой ходит в своих нарядах.

Всего два цвета — белый и черный — используют ненецкие мастерицы для украшения одежды. В них символизируются две стихии мироздания — Земля и Небо. Со временем национальная одежда может уйти в прошлое. Но на Таймыре есть мастерицы, которые дают старинным нарядам новую жизнь, бережно привнося в традиции современный стиль: Таймырского дома народного творчества.

Родилась в году в тундре Усть-Енисейского района Таймырского автономного округа в большой семье оленевода. После окончания школы в году поступила в Игарское педагогическое училище народов Севера. С года работала учителем начальных классов в своем родном поселке Носок. Заочно обучалась в Абаканском педагогическом университете, после окончания которого преподавала русский язык и литературу. С по год — директор Носковской школы. В ее обработке на страницах газеты печатаются ненецкие сказки, легенды, очерки о земляках.

Журналистскую деятельность начала в Службе художественной редакции, в настоящее время — корреспондент Службы информационных программ Таймырского телевидения. Готовит к эфиру сюжеты к телевизионным передачам на ненецком и русском языках, ведет передачи на ненецком языке. Раиса Яптунэ дважды становилась лауреатом Международного конкурса финно-угорских народов на соискание премии имени Матиаса Кастрена.

Также является неоднократным победителем конкурсов телевизионных передач на территории Таймыра. С года — член Союза журналистов России Красноярского края. С года является методистом по ненецкой культуре Таймырского Дома народного творчества. Там, где течет Илыч. Для отдаленных районов Республики Коми остаются незамеченными экономические потрясения и финансовые кризисы: Из поколения в поколение в коми семьях передаются охотничьи предания, традиции и заповеди.

Приуральский Троицко-Печорского района, она на протяжении нескольких лет скрупулезно исследует удивительно богатую историю северных деревень, судьбы нескольких поколений их жителей, культурные традиции, уклад жизни, верования. Особо важными у коми охотников считались ритуалы выхода на промысел, приметы и заговоры, связанные с ними. Так, бывалые охотники всегда хранят в тайне свои намерения идти в лес, они никогда не станут афишировать сборы, особенно если собрались идти на крупного зверя.

Накануне выхода на промысел обязательно парились в бане. Перед дорогой надевали чистое бельё или же меняли по прибытии на место. В день выхода на промысел в доме нельзя подметать пол — удачу выметешь, следы запутаешь. Нельзя переходить уходящему дорогу.


Рисуем весенние цветы — ветреница

Уходили обычно затемно, скрытно, чтоб никто не видел. Если всё же кто-то встретился, ничего нельзя было ни брать, ни отдавать. Никогда нельзя расспрашивать охотника, куда он собрался или что несёт — это считается неприличным. Если всё же спросят, отвечают: Нельзя никому показывать свою добычу — сглазят вомдзаласны. Никогда настоящий промысловик не назовёт зверя так, как называют обычные люди.

Завалив лося или медведя и снимая с зверя шкуру, охотник обязательно начинает расхваливать его, чтобы душа убитого не обиделась: Опытные промысловики предупреждали молодых: Считалось, что ружьё после попадания в сороку будет бить всегда мимо цели. Устраиваясь на ночлег в лесной избушке или под деревом, охотник обязательно должен просить разрешения на ночлег у лесной избушки даже если она своя или у дерева, под которым собрался провести ночь. Когда приходишь в лесную избушку, надо постучаться и попросить позволения зайти отдохнуть у хозяина избушки - суседко, а затем преподнести угощение, положив что-нибудь из еды в уголок на полочку.

Не любит суседко, когда в его доме ругаются, особенно не терпит матерных слов. Покидая избушку, обязательно вслух нужно поблагодарить Хозяина за гостеприимство, предварительно прибрав за собой. Если ночь застаёт в лесу и приходится ночлег устраивать под каким-либо деревом, надо также попросить разрешения переночевать, обратившись к духу дерева, обязательно сказав при этом, чтоб дерево оберегало путника от дикого зверя, от всяких напастей и несчастий.

Наутро следует поблагодарить дух дерева за ночлег.



ветреницы рисунки


Коми охотники считают, что и избушка, и любое дерево имеют душу, их ангел-хранитель способен взять под своё покровительство любого путника, обратившегося к ним за помощью. Заговоры - один из интереснейших жанров устного народного творчества. Трудовая деятельность коми крестьянина была довольно разнообразна: Основными же занятиями коми на Илыче были охота и рыболовство, что отражено в заговорах, сохранившихся вплоть до наших дней.

Провожая мужа на промысел, хозяйка приговаривала: Цель заговора - пожелание удачи охотнику. Отправляясь на рыбную ловлю, коми просили: Обращение к святым Петру и Павлу, содержащее просьбу об успешном промысле, выражалось кратко и было несложным по форме. По всей вероятности, коми принимали апостолов Петра и Павла за одно лицо и считали их покровителями рыбаков. Когда рыбак приносил первый улов, семья, отведав, высказывала пожелание: Когда артель рыбаков шла ловить большую рыбу — семгу, нельзя было разговаривать, так как коми считали, что рыба все слышит и может уйти.

Был случай, когда местный рыбак Петыр Гриша собрался неводом ловить семгу - тывъявны. В яме, куда рыбак собрался закинуть невод, было очень много красной рыбы. Как только он проговорил эти слова, в то же мгновение вся семга, что была в яме, порвав невод, ушла от незадачливого рыбака. На Илыче сложились целые охотничьи династии, промышлявшие ценного пушного зверя: У каждого охотника были свои охотничьи угодья, которые передавались из поколения в поколение, от отца сыну.

Границы своих угодий каждый охотник помечал родовыми знаками — пасами. Множество тягот и опасностей ожидало коми охотника в охотничьем промысле. Уже в этих словах и их значении подчёркивается тесная связь коми человека с природой, его слияние с тайгой.

А это значит, что семья всегда будет сыта, никогда не будет голодать. С детства будущего охотника и рыбака учили терпению и наблюдательности, развивали в нём силу и выносливость.

До девяти лет мальчики в основном помогали по хозяйству, выполняя всю мужскую работу, когда их отцы уходили с артелью на лов рыбы или на охоту. Вместе с тем уже в летнем возрасте взрослые начинали брать мальчиков на ближние угодья, учили ставить силки лэч на куропаток, капканы на зайцев.

С 9 до 12 лет мальчики уже самостоятельно ходили на охоту, обходя свои путики вблизи деревни. Осенью силками ловили боровую дичь, зимой ставили капканы на зайцев, силки на куропаток.

Взрослые артельщики относились к нему бережно, но требовательно, делились своим опытом. А подросток в меру своих сил старался выполнять общие обязанности, обретал навыки работы с различными ловушками, учился разделывать тушки, выделывать шкурки, знакомился с повадками зверей и птиц, учился выживанию в тайге, наблюдал за изменениями в природе, креп физически. Обычно охотничья или рыболовецкая артель состояла из человек.

Иногда их количество доходило до 7 человек. Старший артели был самым опытным, на его счету был не один заваленный медведь, не один убитый лось. Именно он подбирал людей в свою артель, так как добыча промысловика во многом зависела от него самого и от тех, кто был рядом.

Старший артели указывал, в каком направлении идти, он же делил в конце сезона добычу между артельщиками. Если попадался крупный зверь, например, медведь или росомаха, шкуру продавал, а вырученные деньги делил между артельщиками.

В рыболовецкой артели в конце сезона также сдавали весь улов, а вырученные деньги старший делил между артельщиками. До сих пор с большим уважением вспоминают старые охотники Ивана Ефимовича Попова, который, будучи старшим артели, воспитал не одно поколение охотников-промысловиков и рыбаков. Не раз слышала в детстве от своих родителей Аграфена Иосифовна Растворова рассказы о том, какие отчаянные, смелые люди жили на Илыче. Особенно запомнился ей рассказ об одном старом охотнике: Взял с собой только небольшой, но очень острый топорик.

Один удар таким топором между глаз был для медведя смертельным. Пришёл старый охотник к берлоге. Вырубил длинный шест и стал им ворошить внутри берлоги, стараясь задеть спящего медведя.

Наконец послышался из берлоги страшный рёв, и показалась голова потревоженного зверя. Охотник размахнулся и ударил остриём топорика точно в цель. Медведь, смертельно раненный, скрылся в берлоге.

Чтоб убедиться в точности своего удара, старик ещё раз решил поворошить берлогу шестом. Из берлоги вновь показалась голова медведя! Старик ударил ещё раз медведя промеж глаз. Медведь снова скрылся, а через мгновение вновь высунул со страшным рёвом голову из берлоги. Снова удар топором, снова медведь исчез в берлоге. Ведь я не мог промахнуться! Когда старый охотник решился наконец вскрыть берлогу, перед его глазами предстала небывалая картина: А за всю жизнь этот охотник завалил 30 медведей.

Поистине жили раньше на Илыче настоящие богатыри! Этим бесстрашным охотником был Прокопий Павлинович Бажуков — гг. Не сосчитать, сколько шкурок, мяса боровой дичи Прокопий Павлинович сдал за годы Великой Отечественной войны в фонд государства и обороны.



ветреницы рисунки


Прокопий Павлинович прожил очень тяжёлую, но интересную жизнь. Родился он в Еремеево в большой семье охотника-промысловика Павлина Федосеевича Бажукова, известного на Илыче не только как бесстрашный охотник, но и как своего рода пророк — предсказатель будущего.

После смерти жены Ольги Андреевны остались сиротами 10 детей. Вторая жена Павлина Федосеевича Наталья Васильевна родила ему ещё 12 детей.

До маленького Прокопия никому не было дела.


Очарование сакуры

Когда исполнилось 9 лет, отец отправил его вместе с братом на охоту. С той поры и начал он заниматься охотничьим промыслом.

А потом была служба в царской армии, гражданская война. И возвращение к мирной жизни. Он пытался объяснить это явление особенностями испарения воды листьями. На самом же деле поздний листопад у растений, освещенных фонарями, объясняется именно искусственным продлением светового дня.

На переход в состояние покоя оказывает влияние и температура Для некоторых видов преимущественно южного происхождения — ясеня, конского каштана , сирени, вишни понижение ночных температур является главным сигналом к покою.

В естественной обстановке понижение температуры обычно происходит как раз в то время, когда заметно укорачивается световой день. Неудивительно, что жизненный ритм растений регулируется совместным действием этих двух факторов. Изменение освещенности, воспринимаемое растениями через посредство системы фитогормонов, служит первым стимулом к перестройке физиологических процессов, которая затем завершается под действием температурных сдвигов.

Низкие температуры просто необходимы некоторым деревьям и кустарникам во время покоя: Своевременно наступающие холода весьма способствуют укреплению деревьев, которые тогда превосходно развиваются, а в противном случае, если их ласкают австры теплые южные ветры , истощаются, и особенно в пору цветения. Это подтверждают и эксперименты. Например, если один и тот же куст черники осенью разделить на две части и одну выращивать всю зиму в теплице, а другую оставить в естественной обстановке, то та половина куста, которая провела зиму, в тепличных условиях, будет летом расти значительно хуже.

По этой же причине грушевые и персиковые деревья, постоянно выращиваемые в обогреваемой оранжерее, часто погибают. В тропиках, казалось бы, идеальном месте, где круглый год тепло, большинство листопадных растений умеренной зоны растет ничуть не лучше, чем у себя дома.

Природные антифризы Растениям, которые укрыты снегом, под его теплой шубой не так уж холодно. Но как противостоят морозам деревья и кустарники зимой, обнаженные ветви которых насквозь пронизывает холод?

Почему не гибнут их почки и побеги? Устойчивость к низким температурам создается главным образом благодаря внутренним изменениям в клетках, и прежде всего изменениям их химического состава. Роль антифриза — вещества, которое снижает температуру замерзания растворов, находящихся в клеточных вакуолях, играют сахара: Важную защитную функцию выполняют сахара и в цитоплазме: Чем больше сахаров накопили растения в своих клетках, тем лучше они подготовлены к действию низких температур.

Хорошо известно, что если у плодовых деревьев, например яблонь, плодоношение летом было особенно обильным, то зимой они оказываются менее морозоустойчивыми. В этом случае питательные вещества расходуются в основном на формирование плодов, а про запас сахаров откладывается мало. Неудивительно, что такие деревья легче вымерзают. Плохо переносят морозы и те растения зимой, которые осенью интенсивно росли — например, вследствие длительной теплой погоды или в результате обильной подкормки азотом.

Причина здесь та же: Падает морозостойкость весной, когда сахара начинают использоваться в процессах жизнедеятельности, превращаться в другие соединения. Поэтому так опасны весенние заморозки, хотя температура при этом далеко не достигает уровня зимних морозов, которые деревья и кустарники прекрасно перенесли. Но устойчивость к морозам объясняется не только накоплением сахаров тканях. Как показали исследования известного нашего физиолога растений, члена-корреспондента АН И.

Туманова и его учеников, формирование морозоустойчивости — сложный, ступенчатый процесс. Закаливание озимых злаков и плодовых деревьев начинается в осенние солнечные дни, когда еще довольно интенсивно идет фотосинтез, а процессы дыхания уже ослаблены.

Благодаря этому в тканях и накапливаются сахара и другие защитные вещества, клетки становятся беднее водой. В это время изменяется ультраструктура цитоплазмы, перестраивается ферментный аппарат клеток, в результате чего они приобретают способность переносить значительное понижение температуры. Теперь растению холода не страшны.

Ростки под снегом В феврале, когда нередки сильные морозы, можно, раскопав снег в широколиственном лесу, обнаружить пробившиеся сквозь опавшую листву бледно-желтые ростки со свернутыми листьями, а иногда и бутонами.

Осенью этих ростков здесь не было Дело в том, что в широколиственном лесу почва зимой не промерзает. Это объясняется наличием в ней большого количества перегноя и глубоким снежным покровом, создающими прекрасную теплоизоляцию. В такой почве остается незамерзшая влага, доступная для растений.

Что же касается питательных веществ, столь же необходимых для роста, то подснежное развитие растений происходит за счет готовых, отложенных ранее запасов. Например, у медуницы и ветреницы эти запасы находятся в корневищах, у пролески и гусиного лука — в луковицах, у чистяка — в клубнях.

Например, в феврале начинают расти под снегом побеги мать-и- мачехи, заложенные еще осенью. Если в это время откопать растение, то можно увидеть, что вокруг него в снежном покрове протаяла крошечная пещерка.

Еще трещат суровые морозы, а под снегом уже начинается весна


Скачать

Год выпуска: 2002
Совместимость: Win 8.1,10, MacOS
Язык интерфейса: Ru
Вес : 172.70 Kb




Блок комментариев

Ваше имя:


Email:




  • © 2008-2018
    snookerpro.ru
    Написать нам | RSS записи | Карта сайта